Подводим итоги работы космической станции Кассини (Cassini)

Спустя 20 летнему пребыванию в космосе полет станции Кассини (Cassini) подходит к концу. 26 апреля 2017 года начнется последняя миссия, станция выполнит 22 пролеты между Сатурном и его кольцами.

Так давай те же подведем итоги работы самой большой межпланетной станции Кассини (Cassini).

Кольца Сатурна (История открытия, количество колец, фото, диметр, состав)

В дали от нашего дома Земля, за Марсом, за мостом пояса астероидов и Юпитером в 1,2 млрд км от Земли находится красивейшая планета Сатурн.

Планета Сатурн является газовым гигантом с площадью поверхности равной 83 земным. Ветры на Сатурне дуют со скоростью 500 м/с, а своеобразной отметиной на северном полюсе планеты является гигантский, примерно 30000 км в диаметре, вихрь (гигантский гексагон).
Вокруг планеты вращается 62 спутника (самые известные для нас Титан, Рея, Энцелад, Диона, Тетис, Мимас) и огромное количество объектов чьи размеры не позволяют никак их назвать лунами. Также нам не следует забывать о многочисленных кольцах вокруг планеты, которые всегда привлекают ученных своей загадочностью и происхождением.

Интересно:В нашей Солнечной системе Сатурн является не единственной планетой, у которой есть кольца. Также кольцами “награждены” планеты Уран, Нептун, Юпитер.

Кольца Сатурна (История открытия, количество колец, фото, диметр, состав, а также примеры фото колец Сатурна с Земли)

Среди всех этих косметических тел и невиданной раннее красоты заканчивает свой полет межпланетная космическая станция Кассини (Cassini) (самая большая и самая сложная не пилотируемая станция, когда-либо созданная человеком). Напомним, что она была запущена 15 декабря 1997 года.

Основная задача Кассини (Cassini) – выход на орбиту Сатурна и изучения планеты, а также системы ее спутников.

К Сатурну Кассини добиралась, используя четыре гравитационных маневра (один вокруг Земли, два вокруг Венеры и последний вокруг Юпитера), каждый из которых аппарату придал дополнительное гравитационное ускорение, что позволило добраться до Сатурна из меньшими расходами топлива.

Во время шестимесячного пролета мима Юпитера аппарат Кассини (Cassini) сделал болеем 26000 снимков газового гиганта, включая самый детализированный портрет планеты.

1 июля 2004 года аппарат Кассини (Cassini) добрался до пункта назначения и начала самую серьезную на текущий момент миссию по исследованию планеты Сатурн и его системы спутников.

Если честно, то станция Кассини (Cassini) не была первым космическим аппаратом, посетившим данную планетарную систему (ранее это сделали три межпланетных зонды Pioneer 11, Voyager 1, Voyager 2), но первая должна была в ней остаться. Именно поэтому аппарат оснастили уникальным оборудованием, одним из которых являлся посадочный модуль Huygens (Гюйгэнс). Задача модуля Huygens (Гюйгэнс) была посадка на самом большом спутнике Сатурна Титане.

Исследование Титана (самого большого спутника Сатурна)

14 января 2005 года модуль Huygens (Гюйгэнс) стал первым объектом, созданным человеком, который выполнил посадку во внешней солнечной системе дальше чем любой аппарат до него. Полученные фотокадры с камер модуля Huygens были для ученных большим открытием. На снимках были видны темные дренажные каналы, подсказывающие, что раньше по ним текли реки жидкого метана.

Позже, по результатам исследований Кассини (Cassini) ученные узнали, что поверхность спутника Титан в большой степени состоит из замершего льда, на планете также были найдены залежи углеводорода.

Кроме того, зонд Cassini (Кассини) на поверхности спутника Титан обнаружил великие поля песчаных дюн в районе экватора и низких широтах, а также Озера, которые в основном располагаются вблизи полюсов и особенно на севере.

Космическая станция помогла ученным понять, что Титан – очень многообещающий для исследования мир с разряженной атмосферой, залежами жидкого метана и вероятностью наличия жидкой воды.

Исследование спутника Энцелад

Но Титан не единственный спутник на орбите Сатурна. Во время путешествия по планетарной системе Кассини (Cassini) смогла детально изучить Энцелад.

Спутник Энцелад (шестая по размеру луна Сатурна) привлек внимание ученных за счет удивительных гейзеров, которые как считают ученные стали основным материалом для создания кольца Сатурна «E». Эти струи появились из так называемых криовулканов, выбрасывающих воду и летучие вещества вместо лавы. Кассини (Cassini) определила больше сотни таких гейзеров. Суммарно они выбрасывают в космос около 200 кг воды ежесекундно. Часть этой воды в виде снега вновь оседает на поверхность спутника Энцелад, но большинство выбросов вливается в кольцо «E».

Эти гейзеры находятся на южном полюсе Энцелада, пробиваясь через массивные трещины в ледяной поверхности под названием Tiger Stripes (Тигровые полосы). Гейзеры берут свое начало из соленого океана под поверхностью.

Эти гэйзеры вместе с близостью к Сатурну и другим лунам показывают, что Энцелад геологически активен, а это значит, что он подогревается из внутри. Все это впечатляет, ведь если есть нагрев и лед, то можно предположить, что есть и вода, которая может находится в подповерхностном океане и иметь глубину в пару десятком километров.

Это открытие стало одним из ключевых о существовании мира с соленным океаном под поверхностью, подогреваемым геологичествой активностью, а это значит, что у спутника Энцелад есть все необходимые ингредиенты для существования жизни.

Вода взаимодействует со скалой в нижней части океана ледяной луны Сатурна Энцелад для получения газообразного водорода
Иллюстрация объясняющая взаимодействие воды со скалой в нижней части океана ледяной луны Энцелада для получения газообразного водорода.

Если взять к примеру Землю, то в любом месте где есть вода, там есть и жизнь. Даже в невероятно горячих глубоководных трещинах живут бактерии и микробы. Если это условие соблюдается где угодно во вселенной, то вполне вероятно, что в будущем человечество найдет жизнь и на Энцеладе.

Сейчас разрабатываются планы по запуску повторной миссии, которая непосредственно будет искать жизнь на Энцеладе. Возможно, такая миссия будет запущенна уже в 2021 году. Для обнаружения реальных признаков жизни потребуется зонд, который сможет приземлиться на поверхность Энцелада и просверлить его ледяную оболочку. В рамках будущей миссии для программы NASA Discovery был предложен проект создания подобного зонда под названием Enceladus Life Finder.

Последний маршрут…

Спустя 20 лет в космосе, собрав данные, которые никто не мог себе представить Кассини (Cassini) подходит к концу своей миссии. И перед уходом НАСА запланировала последнюю задачу для станции Кассини (Cassini).

Ученные НАСА показали небольшой фильм о том, каким будет грандиозный финал космического аппарата, по их словам, это целая отдельная миссия.

Видео, о работе космической станции Кассини (Cassini)

З 26 апреля 2017 года межпланетная станция начнет серию пролетов между Сатурном и его кольцами. Аппарат сделает 22 таких пролеты, что позволит ученным больше узнать о ранее не известной области. Как считают ученные, это позволит более точно узнать о происхождении и возрасте колец Сатурна.

15 сентября 2017 года станция Кассини (Cassini) войдет в атмосферу Сатурна и сгорит. До самого конца она будет собирать данные о ее слоях и передавать информацию на Землю. Это позволит специалистам изучить структуру и физические свойства газообразной оболочки планеты.

Возможно, кого-то расстроит конец такой успешной миссии, но на это есть свои причины. Так как у космического аппарата заканчивается топливо и во избежание любого возможного врезания в одну из лун системы и «загрязнить ее», аппарату будет дана команда резко направиться в сторону Сатурна, где он сгорит в ее атмосфере.

Миссия Кассини (Cassini) должна была закончится в 2008 году, потом ее продлили на два года, позже еще на 7 лет.